Штриховой код – закодированный знак в форме специальных штриховок и цифр, который используется для автоматизации идентификаций и учёта информации о конкретном товаре. Штрихкод – это определённый способ передачи важной информации на протяжении всего движения товара, начиная от изготовителя и заканчивая розничным или оптовым продавцом. Это очень упрощает автоматизацию учёта и идентификации любого товара.
Сейчас такой способ практикуется практически во всех странах. Благодаря использованию штрихкодов очень упрощается экспорт товаров. Даже существует введение на обязательное использование штриховой кодировки в девяносто восьми странах (среди них страны ЕЭС, Канада, Япония, США и т.д.)
Чаще всего штрихкод можно увидеть на потребительской или изначально на транспортной упаковке большинства отечественных и соответственно импортных продуктов. Наносится он исключительно типографским методом или приклеиванием специальной наклейки.
Учитывая строгие требования по осуществлению торговых сделок, наличие штрихового кода считается обязательным для экспорта. Если он всё-таки отсутствует, то это значительно снижает конкурентоспособность продукции.
Часто случается так, что товар, который не имеет штриховой кодировки, не принимается в реализацию, так как большинство фирм сейчас занимаются исключительно по технологиям автоматизации товародвижения.
Причиной этому является то, что сама система кодирования и обработки информации о том или ином продукте именно при помощи штрихкода является экономически выгодной, если захватывает не меньше 85% товаров.
Штрихкод исполняет много полезных информационных функций, а также ряд некоторых дополнительных:
Именно благодаря быстрому развитию информационных технологий и использованию компьютерной техники в сфере широкого производства и торговли, возникла такая острая необходимость использования штриховой кодировки. Благодаря этому теперь есть реальная возможность облегчить и упростить дооформление товара с помощью документов на всех этапах его передвижения.
Заполнения всей документации и поиск конкретного продукта на территории склада зачастую занимает большое количество времени и немалого штата сотрудников. Но это никогда не страхует от ошибок в процессе выполнения всех операций. Стоит заметить, что в международной масштабной торговле все расходы, которые напрямую связаны с первичной обработкой документации, оцениваются в рамках 3,5-15% от общей стоимости товара.
В среднем около 900 000 современных компаний где-то в 120 странах мира используют штриховую кодировку для всех товаров именно с кодом EAN-13.